Иммунитет от провальных продуктов

Заметка собрана в ходе общения с клиентами, которые хотели запустить стартап или перевести в онлайн уже действующий бизнес.

Планёрка в Nutnet

Без розовых очков

Стартап — это попытка создать бизнес с какой-то вероятностью успеха. Шанс повышается, если у клиента есть опыт, насмотренность и понимание, что запуск сайта — это начало большого и сложного пути.

Часть клиентов приходит к нам с призрачной идеей и горящими глазами. Они верят, что проект «полетит» и оправдывают космические расходы времени, денег и энергии. В основном, это не прорывные идеи: ещё один profi.ru со своей специализацией или мобильное приложение с геолокацией — чат для тех, «кто рядом». Смотрю на это, как на еще один запрос из тысячи.

Я стараюсь сразу определить экспертизу клиента на рынке. Задаю неудобные вопросы, которые не относятся к разработке. Если люди никогда не занимались финансами и хотят открывать финансовый стартап, с очень высокой вероятностью ничего не получится.

Конечно, мы как бизнес заинтересованы в прибыли. Но в долгосрочной перспективе нет смысла работать с людьми, в успех которых ты не веришь. Мы стараемся не тратить время на такие проекты.

«Бэк-офис — это 70% успеха»

Успех определяет то, насколько команда готова решать проблемы. Недостаточно усилий — результата не будет. С одной стороны, нужно постоянно решать клиентские задачи, с другой — проводить непрерывную работу с партнерами: привлекать, квалифицировать, оценивать, заключать договоры.

Все успешные и провальные проекты зависят не от сайта, а от команды. Красивый, современный сайт — это 30% успеха, остальные 70% зависят от работы бэк-офиса. Это владелец, операционные-менеджеры, менеджеры по работе с клиентами — люди, которые обеспечивают внутренние процессы. Мы можем разработать очень удобный сервис, но если менеджер вовремя не ответит или нагрубит клиенту, все напрасно.

Хороший менеджер с плохой командой может создать продукт, а плохой менеджер с хорошей командой — нет. И это справедливо для всех уровней, включая будущего владельца стартапа. Некомпетентный специалист не сможет создать проект даже с идеальным подрядчиком.

Часто клиенты не понимают, что в маркетинг тоже надо вкладываться, сегментировать и привлекать пользователей, сводить LTV, работать с оттоком. С самого начала нужно видеть картину в цифрах: план продаж, стоимость пользователя, расходы на администрирование и поддержку. Если вместо цифр абстракция, ничего не получится.

Однажды мы делали сервис доставки еды для клиента, который слепо верил в свою идею. С технической стороны всё работало, как часы, но сервис оказался бесполезен для потребителей из-за абсолютно непродуманной логистики. Окупился ли этот проект? Стал ли он тем, чем можно гордиться? Нет.

Это простые истины, о которых все забывают. Звучит максимально крипово, но большая часть людей, которая приходит к нам с идеей стартапа, мыслит именно такими категориями.

MVP

У автора в голове есть идея, субстанция, которую он считают рабочим проектом. Если человек в первый раз запускает стартап, он болезненно воспринимает урезание функционала. Но первое, что нужно сделать, убрать лишнее и проверить гипотезу.

Задача — запустить проект в максимально сжатый срок, с урезанным функционалом, за небольшие деньги. Так мы проверим гипотезу, а если появится спрос, начнём разработку полной версии. В процессе всегда всплывают элементарные вещи, которых не учли.

Условная разработка стоит 2 миллиона рублей. А запустить страницу на тильде, рекламу на узкий сегмент и протестировать спрос — 100 тыс рублей. Нужно собирать информацию от потенциальных клиентов, а не от вымышленных персонажей или друзей. Позвоните потенциальным клиентам, поговорите с представителями рынка — развейте фантазии до старта.

Хороший пример — Фиксби. Мы работали в партнерстве с MVPLab. Ребята проработали идею, мы занялись технической стороной. Первую версию запустили за месяц и занялись итерационным развитием: доработали интеграции, систему управления, протестировали разные варианты страницы услуг. Сработали на отлично.

Поддержка и развитие

Когда клиент говорит: «Вы по-быстрому запустите, а дальше мы сами» — он не учитывает факторы, которые определяют жизнеспособность проекта — это поддержка и развитие.

Любой сайт нужно как минимум администрировать и чинить. В перспективе — это итерационное развитие, а значит постоянные расходы. Поэтому, идеально, чтобы продажи начались до запуска проекта.

Часто после запуска меняется понимание важного и второстепенного. Всплывают неочевидные подводные камни и запускается бесконечный процесс совершенствования: новые требования от постоянных клиентов, отдела продаж и партнеров.

Контроль окружения проекта

Окружение проекта — это его активы: код, дизайн-макеты, различные регламенты и уставы, документация, инфраструктура: тестовые и прод-сервера, системы мониторинга и деплоя, домен.

Например, вы заказали разработку у фрилансера. Через 3 месяца он перестал выходить на связь, а доступов не оставил. Наработки, время, деньги и надежды на скорый запуск пропали. Весь бизнес под угрозой, если отсутствует контроль активов проекта.

Чтобы такого не произошло, вся техническая и юридическая часть проекта должна принадлежать клиенту и храниться на стороне клиента. Так легче контролировать подрядчиков и обеспечивать безопасность.

Выводы

  • Прежде чем тратить большие ресурсы, подумайте, как протестировать идею за бесплатно или с небольшими вложениями.
  • Реализация — это лишь старт и верхушка айсберга. 70% успеха зависит от бэк-офиса.
  • С людьми работают люди. Самый красивый и удобный сайт не принесет прибыль, если менеджер грубиян, а клиенты «дураки».
  • Не забывайте про прямой контакт с потенциальными клиентами, рекламу, поддержку и развитие проекта
  • Контролируйте активы проекта. Это напрямую влияет на жизнеспособность проекта.
Подписаться на блог
Отправить
Поделиться
Запинить
 404   2020   nutnet   Запуск продукта
Дальше